Описание и характеристики двигателя 21129


Двигатель 21129 устанавливается на серийные автомобили преимущественно в начальных и средних комплектациях.

Двигатель ВАЗ-21129

Это продолжение известной модификации 21127 модели, которая ставилась на дорогие комплектации Лада Калина 2 и Лада Гранта. В новой модификации увеличили жесткость блока цилиндров, крепление двигателя к кузову, доработали систему впрыска. Кроме того, новый мотор адаптирован под стыковку с механической коробкой передач Renault.

На более дорогие комплектации устанавливается 21179 модификация двигателя, имеющего увеличенный объем 1.8 л. и мощность 122 л.с.

Чтобы наглядно сравнить эти две модификации достаточно взглянуть на их ВСХ:

Сравнение модификаций двигателей 21129 и 21179

Справочные данные

Основные данные по агрегату собраны в следующую таблицу.

Двигатель 21129
Модель и условное обозначение 21129, 1,6л 16-кл
Тип двигателя Бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
Рабочий объем 1,6 л (1596 см3)
Диаметр цилиндра, мм 82
Ход поршня, мм 75,6
Степень сжатия 10,5
Количество распред.валов 2
Клапанов на цилиндр 4
Тип привода ГРМ Зубчатый ремень
Тип ГРМ DOHC
Мощность кВт/л.с. 78/106 (при 5800 об.)
Максимальный крутяший момент, Нм 148 (при 4200 об.)
Минимальная частота вращения коленчатого вала 840
Отсечка по оборотам 6200
Масса, кг 109,2
Система зажигания Бесконтактная, Электронная, с микропроцессорным управлением
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Система питания Распределенный впрыск топлива
Топливо Неэтилированный АИ-95
Нейтрализатор Да
Нормы токсичности Евро — 5
Минимальное давление в системе смазки двигателя при температуре масла 85 градусов и 5400 об/мин, кПа 441,3 — 637,4 (4,5-6,5 кгс/см2)
Минимальное давление в системе смазки двигателя на холостом ходу, кПа (кгс/см2) 196,2 (2,0)
Расход масла в зависимости от израсходованного топлива, % 0,3
Объем масла в системе смазки двигателя со стальным поддоном картера, л 2,9
Объем масла в системе смазки двигателя с легкосплавным поддоном картера, л 4,1
Класс качества моторного масла по API SL, SM или SN
Рекомендуемый класс вязкости моторного масла по SAE 0W-30 (-40C /+25C)
0W-40 (-40C/+30C)
5W-30 (-30C/+25C)
5W-40 (-30C/+35C)
10W-30 (-25C/+25C)
10W-40 (-25C/+35C)
15W-40 (-20C/+45C)
20W-40 (-15C/+45C)
20W-50 (-15C/>45C)

Блок цилиндров(БЦ) применяется литой, чугунный. Полости для охлаждения образуются непосредственно во время литья, но каналы для подачи выполнены методом сверления. В нижней части БЦ расположено 5 опор коренных подшипников КВ (коленчатого вала), при этом крышки данных подшипников имеют порядковый номер, начиная от шкива КВ и не являются взаимозаменяемыми между собой.

Отверстия под болты крепления маслозаборника расположены в крышке второго коренного подшипника. Материал изготовления вкладышей — сталеалюминиевый сплав.

Шатунно-поршневая группа (ШПГ) применяется такая же, как и на 21127 двигателе, облегченная с графитовым напылением на юбки поршней. Хоть у них на дне и выполнены специальные проточки под клапана, они не достаточно большие для исключения их контакта при обрыве ремня ГРМ. При этом на MMAC-2018 АВТОВАЗ заявил, что в автомобилях 2019 модельного ряда эту давнюю проблему решат и это исключит дорогостоящий ремонт из-за несвоевременности обслуживания газораспределительного механизма.

Последствия обрыва ремня ГРМ
Последствия обрыва ремня ГРМ

Колец как и прежде — по 3 на поршень. Два из них — компрессионных и одно — маслосъемное с пружинным расширителем. Но одно отличие все же есть — кольца стали тоньше, благодаря чему удалось снизить трение, а значит повысить КПД двигателя(снижение расхода, повышение мощности).

Пальцы, зафиксированные двумя стопорными кольцами, плавающего типа.

Шатуны применяются «колотые», в верхней головке которых запресована втулка из сталебронзового сплава. Крышки устанавливаются только в одном положении и не являются взаимозаменяемыми.

ШПГ двигателей 21129, 21179

Масляный насос приводится в движение за счет привода от переднего конца коленчатого вала. В работе маслонасоса тоже нет никаких изменений — он забирает масло из поддона картера при помощи маслоприемника и под давлением подает его в каналы смазки двигателя. Уровень в поддоне контролируется при помощи специально установленного щупа. В системе смазки установлен обязательный элемент — фильтр с обратным клапаном и бумажным фильтрующим элементом. Благодаря обратному клапану исключено вытекание масла из каналов обратно в поддон после остановки двигателя.

В новых модификациях 21129 инженеры добавили форсунки для масляного охлаждения внутренних поверхностей поршней. Это должно увеличить их ресурс. Также имеются специальные каналы в теле коленчатого вала, благодаря которым шатунные шейки не испытывают масляного голодания.

Все технологические отверстия в каналах закрыты при помощи стальных штампованных заглушек.

Головка блока цилиндров


Головка блока цилиндров(ГБЦ) — алюминиевая. Прокладка между двумя блоками — двухслойная, металлическая. Внутри головки имеется 2 распределительных вала и 16 клапанов (по 2 на впуск и по 2 на выпуск каждого цилиндра). В качестве толкателей используются гидрокомпенсаторы. Их использование избавляет от обязательной процедуре по периодическому выставлению тепловых зазоров клапанов ГБЦ.

ГБЦ 21129

Распределительные валы на впуск и выпуск — разные, а значит не взаимозаменяемые.

Свечи зажигания устанавливаются сверху ГБЦ в специально сделанные под них углубления — свечные колодцы.

Генератор приводится в движение за счет поликлинового ремня от коленчатого вала. В качестве задающего направление ремня по шкивам применяется автоматический натяжной ролик.

Ремень ГРМ прикрыт пластиковыми кожухами.

Ресивер и впускной трубопровод выполнены из пластика в виде единой неразборной конструкции.

Что касается системы выпуска, то здесь применен стальной коллектор, который совмещен с каталитическим нейтрализатором. Как и в случае с ГБЦ, для соединение с головкой блока коллектора применена металлическая двухслойная прокладка.

В конечном итоге двигатель прикрыт сверху стильной пластиковой крышкой.

Если наш рассказ показался Вам коротким, то предлагаем ознакомиться с видео про 21129 мотор ниже.